По
оценкам специалистов, из общего числа детей в России 80% имеют
нервно-психические расстройства. По мнению психологов, причина заключается в
снижении «уровня нервно – психического здоровья детей и социально –
педагогической среды», в которой пребывают наши дети.
Написать
эту статью меня побудила наблюдаемая сцена в магазине в отделе товаров
непонятного предназначения: мальчик лет 6-7, держа в руке пакетик с
пластмассовыми пауками, «канючил»: «Ну, купи еще что-нибудь!»
Мама, прохаживаясь
вдоль витрин с глиняными женскими бюстами и прочими «приколами», машинально
«футболила» ответ: «Не знаю, что тебе еще надо!» Невольно возникал вопрос: «А
что вообще делает ребенок в этом, явно не детском, отделе?»
Вопрос
остался при мне, потому как мама так же машинально потянула ребенка на выход…
Но вернемся к паукам. Я не поклонница этих насекомых, но
берусь утверждать, что в природе есть достаточно привлекательные экземпляры: те
же домашние пауки, которых мы в детстве почему-то называли «косиножкой». За
ними было очень интересно наблюдать, как они бегали по «своим паучьим делам»,
на длинных, как бы согнутых пополам, лапках, как плели ажурные паутины и ловили
в них «вредных» мух.
Но какие эмоции может вызвать суррогатно-выполненный, черный
пластмассовый паук? (Уж про санитарные нормы и говорить не приходится.)
И если ребенок такие «игрушки» предпочитает обыкновенным
игрушкам и развивающим играм, то на это надо обратить внимание и задуматься:
все ли у ребенка благополучно?
Ведь одна из главных заповедей педагогики гласит: «в мире малыша все должно основываться на
переживании радости - и эмоции, и мышление, и творчество…и
отношения с людьми и окружающим миром». О какой
радости можно вести речь, держа в руках кусок черной пластмассы сомнительного
качества во всех отношениях? А эти всевозможные чудища, которые заполонили
игрушечные отделы и киоски. Спросить любого продавца, во что с этими
«игрушками» можно поиграть, и он не найдется, что ответить.
Так почему же это спускается нашим детям? Выходит прав
академик Н. Д. Никандров, заявляя, что «именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного,
мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению…»
Именно взрослыми создается такой мир детства, когда игрушка
утрачивает прежнюю моральную и творческую
роль, «превратившись в орудие демонизации ребенка».
Действительно,
понятия добра, света, красоты уходят на дальний план, когда еще только смотришь
на этих монстров, ведущим остается только ощущение агрессии. Но ведь с такими
«игрушками» играют наши дети!
Не отсюда ли идет демонтаж ориентиров и ценностей, когда
веселым ярким кубикам, машинкам, куклам, игрушечным зверушкам дети предпочитают
пауков, жутких роботов и прочих существ, явно не способствующих здоровому
развитию ребенка?
Ведь вместо того, чтобы покупать искусственных, например,
пауков, мама с огромной пользой для развития ребенка, могла бы, например, и
почитать с ним про насекомых в детской энциклопедии, и посмотреть ТВ передачу
на эту тему, а потом еще и «закрепить» новые знания ребенка непосредственно
наблюдением за насекомыми в естественной среде!
Вот тогда мы и получим «переживание радости» ребенком от
принятия новых знаний, от стремления поделиться этим с окружающими (а для детей
это характерно), от формирования детской развивающей деятельности.
Деятельности, которая станет результатом совместного творческого общения
родителя и ребенка. И тогда существа «мира искусственного» не станут привлекать
внимания ребенка, потому, что у него будет опыт общения с миром настоящего, с
живым окружающим миром!
P.S. Знакомые попросили меня посмотреть какие игрушки
в моде в Европе?
И вот я посмотрела и ужаснулась….От вида этих чудовищ и
монстров, которыми заполнены английские сайты хенд мейда…становится немного не
по себе.
Нам опять навязывают свое западное «западло», по другому
никак увы не скажешь…Если взрослые хотят примитивов похожих на монстров, так
пусть с ними и играют сами…
Детям нравятся добрые и милые существа, близкие к реальной жизни…которые
несут положительные эмоции…
Комментариев нет:
Отправить комментарий